понедельник, 29 декабря 2014 г.

Роль инвестиционной политики в формировании и продвижении бренда территории (городского бренда).

Роль инвестиционной политики в формировании и продвижении бренда территории (городского бренда).
 
Аннотация: В статье приведены материалы, способствующие формированию имиджа и продвижению бренда городского округа Тольятти.
Предлагаются меры для стимулирования инвестиционной активности предприятий и организаций, действующих на территории городского округа Тольятти. Законодательные инициативы по дополнительным льготам и преференциям с целю активизации инвестиционной деятельности.


Основой формирования имиджа, бренда и репутации городского округа Тольятти являются территориальная индивидуальность и исторически сложившаяся отраслевая специализация.
Первым шагом в формировании бренда является разработка концепции бренда города.
Вторым шагом является формирование позитивного восприятия (имиджа) бренда в сознании целевых аудиторий (продвижение концепции бренда).
Основа бренда - идентичность города - должна быть проявлена, воплощена в городской среде и вообще в повседневной городской жизни.
Можно выделить четыре направления создающих бренд:
1) Городское пространство;
2) Городская инфраструктура;
3) Сфера управления;
4) Культурная жизнь города.
Городское пространство - это уникальный ресурс брендинга, которым обладает место в отличие от брендируемых товаров, услуг и фирм. Городское пространство в брендинге города ― лучшая творческая площадка для «визуализации» идентичности места. Форм и направлений этой работы может быть в следующих направлениях:
а. Архитектурные проекты;
б. Ландшафтный дизайн;
в. Тематическое зонирование;
г. Внедрение элементов дизайна бренда в городскую среду.
Уникальные архитектурные проекты делают уникальным и город.
В Ландшафтном дизайне - скрыт огромный потенциал для формирования городского бренда. Пространственная планировка, видовые площадки, конфигурация и тематика городских садов и парков, оформление речных городских набережных - все это может служить нарративом[1], повествованием об идентичности места.
Тематическое зонирование - это способ городской (пере) планировки в соответствии с маркетинговыми установками. Поскольку маркетинг города - это «продажа» города целевым аудиториям, то каждой из частей города «присваивается» функциональная нагрузка в соответствии с предпочтениями и пожеланиями различных «потребителей». Такой подход в корне отличается от стандартов территориального зонирования, принятого в большинстве городов (культурно-исторический центр, промышленная зона, селитебная зона и т.д).
Внедрение дизайна бренда в городскую среду - наконец, еще одно направление по выращиванию бренда в городском пространстве - это внедрение элементов дизайна бренда в городскую среду, в визуальный ряд города. Цель подобных проектов очень проста: создать у целевых аудиторий (жителей, туристов, инвесторов) прочную ассоциацию между городской средой и символикой бренда. Сделать так, чтобы город и все важнейшие его атрибуты были неотделимы в сознании человека от концепции бренда. Скажем, Гонконг должен ассоциироваться с колоритным и энергичным китайским драконом и наоборот: яркий китайский дракон - это не что иное, как прекрасный город Гонконг. Конечно же осуществлять это внедрение нужно с особым искусством, аккуратно и деликатно, иначе эффект будет обратным ― как от навязчивой рекламы по телевидению.
Городская инфраструктура в данном направлении работы, в отличие от всех остальных, города отнюдь не проявляют свою уникальность, а соревнуются по стандартной и одинаковой для всех шкале: больше качественных дорог, лучше состояние жилого фонда, выше качество коммунальных сетей и уровень благоустройства города.
Инфраструктура - это стартовая позиция, с которой начинается поиск бренда. И чем выгоднее позиция, тем, вероятнее всего, будущий бренд будет привлекательнее.
Закрепление бренда включает в себя:
1. Комфортность городской среды;
2. Доступность города для жителей и гостей;
3. Знаковые инфраструктурные проекты;
4. Инфраструктура для целевых аудиторий;
5. Эффект масштаба.
Сфера управления в брендинге необходима координирующая (но необязательно руководящая) структура. Множество разнонаправленных проектов участников процесса нуждаются в координаторе, дабы не отклоняться от основной идеи бренда города. Координация является одним из главных факторов успеха в брендинге территории.
Распределение ролей в брендинге: власть - административный ресурс, бизнес - финансирование, горожане - идеи, широкую общественную поддержку и распространение информации.
Но, как бы то ни было, ключевая роль в формировании городского бренда будет отведена органам местного самоуправления. Именно мэр города, его команда и депутатский корпус должны возглавить процесс. Соблюдение этого условия и будет главным фактором успешности брендинга.
Сфера управления включает в себя:
1. Формирование и поддержка институтов брендинга, распределение ролей внутри сообщества;
2. Проектная культура;
3. Качество городского управления;
4. Государственно-частное партнерство и роль бизнеса;
5. Способность населения к самоорганизации.
Несмотря на то, что в нашей стране о культуре с каждым годом говорится все больше, роль ее в развитии территорий недооценивается. Однако не только у нас, но и за рубежом культура привлекает особое внимание специалистов по развитию территорий.
Культурная жизнь в городе это:
1. Организация символических событий;
2. Гений места;
3. Управление культурными ресурсами;
4. Мифология города;
5. Public Art;
6. Специфичная среда для мобилизации творческого класса;
7. Социокультурное проектирование;
8. Культ низовых инициатив;
9. Стимулирование местного патриотизма. [1]
Однако для всестороннего использования этих преимуществ необходима реализация эффективной муниципальной инвестиционной политики.
Инвестиционная политика городского округа Тольятти направлена на создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности, отраслевую диверсификацию экономики, создание новых рабочих мест, формирование доходной части бюджета [2].
Инвестиционная политика играет ключевую роль в формировании и продвижении бренда городского округа Тольятти, но для продвижения бренда города необходимо комплексное решение по формированию бренда.
Важнейшим фактором формирования благоприятного инвестиционного климата является наличие нормативно-правовой базы, способствующей привлечению инвестиций. В настоящее время в городском округе Тольятти действуют следующие нормативно - правовые документы:
 1. Постановление мэрии от 29.04.2009г. №957-п/1 «Об утверждении Положения об инвестиционной деятельности в городском округе Тольятти»
2. Постановление мэрии от 29.04.2009г. №958-п/1 «Об утверждении Положения о муниципальной поддержке инвестиционной деятельности в городском округе Тольятти»
3. Положение об инвестиционной комиссии при мэрии городского округа Тольятти от 28.09.2009 N 2134-п/1
4. Постановление мэрии от 23.06.2009г. №1434-п/1 "О приоритетных направлениях инвестиционной деятельности на территории городского округа Тольятти».
Кроме того, в настоящее время в городском округе Тольятти работает Инвестиционная комиссия при мэрии городского округа Тольятти. Основной целью работы Инвестиционной комиссии является предоставление муниципальной поддержки инвесторам, обратившимся в Мэрию городского округа Тольятти. Главными критериями оказания муниципальной поддержки служат - соответствие приоритетным направлениям инвестиционной деятельности и создание новых рабочих мест.
К приоритетным направлениях инвестиционной деятельности относятся:
1. Создание импортозамещающих производств;
2.. Жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика;
3. Инновационная и научно - образовательная деятельность ;
4. Социальная сфера;
5. Транспортная логистика;
6. Туризм [5].
Муниципальная поддержка предоставляется в следующих формах:
1. Установление коэффициента применяемого при определении размера арендной платы за использование земельных участков (снижение арендной платы);
2. Предоставления льготы по уплате земельного налога;
3. Предоставления муниципальных гарантий [4].
В 2010 года постановлением Правительства Самарской области № 160 был утвержден «Комплексный инвестиционный план модернизации городского округа Тольятти Самарской области на 2010-2020 годы».
Целью Комплексного инвестиционного плана является обеспечение устойчивого развития экономики, повышение уровня и качества жизни населения городского округа Тольятти.
Задачи Комплексного инвестиционного плана:
1. Диверсификация и модернизация экономики на новой технологической основе;
2. Создание импортозамещающих производств;
3. Создание новых высокопроизводительных конкурентоспособных рабочих мест;
4. Повышение инвестиционной привлекательности;
5. Создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства;
6. Обеспечение эффективной занятости и роста доходов населения;
7. Увеличение доходной базы местного бюджета городского округа Тольятти;
8. Налаживание эффективного межмуниципального взаимодействия.
В Комплексный инвестиционный план включен 31 проект в т.ч.:
1. Создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа на землях прилегающих к территории городского округа Тольятти;
2. Реализация программы стимулирования предпринимательства и поддержки малых и средних предприятий;
3. Программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Самарской области;
4. Создание технопарка в сфере высоких технологий «Жигулевская долина»;
5. Создание особой экономической зоны туристско - рекреационного типа на территории Самарской области.
Объем финансирования мероприятий Комплексного инвестиционного плана за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников составляет 123 848,5 млн. рублей [8].
Мэрией г.о. Тольятти в 2010 году была разработана и утверждена решением Думы городского округа Тольятти от 19.05.2010 года № 293 Программа комплексного социально-экономического развития городского округа Тольятти  на 2010-2020 годы
Цель Программы создание качественной среды городского округа, понимаемой как совокупность благоприятных условий для жизни населения и деятельности хозяйствующих субъектов
Основные задачи Программы:
1. Диверсификация традиционных отраслей экономики;
2. Создание условий для экономического роста реального сектора экономики;
3. Повышение инвестиционной привлекательности городского округа;
4. Содействие повышению инвестиционной и инновационной активности предприятий, привлечению инвестиций в развитие реального сектора экономики, ускорению процессов обновления основных производственных фондов;
5. Создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, обеспечивающего эффективную занятость населения;
Общий объем ассигнований на реализацию мероприятий, включенных в Программу на 2010-2020гг., составляет 319400,1 млн. руб. [2].
При мэрии г.о. Тольятти создан Координационный совет по стратегическому развитию городского округа Тольятти (постановление мэрии  от 01.02.2011 г № 280-п/1).
Ключевые задачи работы Совета:
1. Участие в разработке и реализации инвестиционной, инновационной и промышленной политики в г.о. Тольятти;
2. Обеспечение согласованности действий всех административных и экономических субъектов по реализации проектов и мероприятий Комплексного инвестиционного плана;
3. Контроль реализации проектов (мероприятий) Комплексного инвестиционного плана, выработка решений по преодолению возникающих проблем [6].
Одной из составляющих положительного имиджа городского округа Тольятти будет создание на базе Тольяттинского государственного университета (далее ТГУ) Приволжского национального исследовательского университета в области машиностроения и энергетики (далее – ПНИУ). По информации ТГУ цель ПНИУ – кадровое и научно-инновационное обеспечение развития электроэнергетики и машиностроения в России, обеспечение опережающих темпов развития этих отраслей на основе интеграции науки, образования и производства, и эффективного стратегического партнерства с бизнес - сообществом.
Мэрия городского округа Тольятти в 2011 году обратилась в Правительство Самарской области с инициативой о включении проекта создания Поволжского национального исследовательского университета в области машиностроения и энергетики в Комплексный инвестиционный план модернизации городского округа Тольятти Самарской области на 2010-2020 годы. В случае утверждения проекта в составе КИП, повышаются шансы ТГУ на получение данного статуса, который, в свою очередь, позволит привлечь в город дополнительные инвестиции в развитие образования, науки и инноваций в объеме порядка 2,8 млрд. руб., из которых примерно 700 млн. руб. составят вложения из внебюджетных источников.
Последнее будет обеспечено, в том числе, за счет создания малых инновационных предприятий, 15 из которых уже функционируют и привлекли более 40 млн. руб. из различных источников. Кроме того, в результате реализации проекта создания Национального исследовательского университета предполагается создать 680 новых высокотехнологичных рабочих мест.
В целях стимулирования инвестиционной активности предприятий и организаций, действующих на территории городского округа Тольятти необходимо принятие следующих мер на всех уровнях публичной власти:
1. Рассмотреть возможность получения преференций для инвестиционных проектов включенных в инвестиционный паспорт городского округа от Правительства Самарской обл. по налогу на прибыль и налогу на имущество юридических лиц.
2. Рассмотреть законодательную инициативу по распределению части налоговых сборов в пользу городского округа Тольятти, а именно части налога на имущество и налога на прибыль юридических лиц для дальнейшего использования этих средств по стимулированию инвестиционной деятельности.
3. Проведение анализа законодательства о государственно - частном партнерстве с целью разработки муниципальных правовых актов регламентирующих муниципально – частное партнерство.
4. Усовершенствовать законодательную базу для обеспечения максимального учета интересов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, бизнеса, инфраструктурных и монопольных секторов и социальной сферы при разработке прогнозов и стратегий социально-экономического развития на федеральном, региональном и местных уровнях.
5. Создать условия для ужесточения контроля со стороны государства за ростом тарифов естественных монополий серьезно влияющих на реализацию инвестиционных проектов из-за часто меняющихся тарифов в сторону увеличения.
6. Содействие бизнесу во включении в федеральные и региональные целевые программы социально значимых и наиболее эффективных инвестиционных проектов.
7. Предложения по внесению изменений в Правила формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 01.03.2008 года № 134:
1. Изменить существующую практику предоставления безотзывной банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по финансированию, так как она может достигать 15-20 млн. руб.
2. Изменить требования существующей практики по проведению оплаты расходных обязательств инвестора только через расчетные счета Внешэкономбанка, так как на практике осуществляются не только прямые платежи, но и документарные операции, которые проводятся в финансирующем банке.
3. Проводить платежи через расчетные счета во Внешэкономбанке только в случае, если банк будет кредитовать проект на срок не менее 10лет по ставкам, сопоставимым со стоимостью западного финансирования.
4. Разработать механизм возврата или компенсации средств, затраченных инвестором в связи с подготовкой документации в инвестиционный фонд РФ.
Кроме того с целью дополнительного стимулирования инвестиционной деятельности необходимы дополнения/изменения в Федеральных законах приведенных в таб. 1.


Таблица 1.
Законодательные инициативы по дополнительным льготам и преференциям
Нормативно-правовой акт (Основание)
Льготы или преференции
Предложения по дополнительным льготам или преференциям
Федеральный закон от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ Об инвестиционной деятельности в российской федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений (в ред. от 24.07.2007 N 215-ФЗ)*
Объектами капитальных вложений в Российской Федерации являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами
Дополнительно внести в закон "Объектами капитальных вложений в РФ являются  в т.ч. банки и иные кредитные организации, а также страховые организации (государственно -частное партнерство)".
Обозначено нераспространение на инвестиционные проекты в течение определенного времени изменений в российском законодательстве, негативно влияющих на деятельность инвесторов (ст.15 п.2)**
Внести в закон " Но не более семи лет со дня ввода в эксплуатацию объекта инвестиций.
Предоставления и лишения льгот инвесторам (ст. 11 п.2, ст. 15 п.6, ст.19 п.1)***
Детализировать посредством указания на конкретные виды льгот.

Ввести понятие налоговых каникул на период окупаемости проектов по налогу на прибыль и на имущество для предприятий, решающих задачи диверсификации российской промышленности, внедряя инновации, создания импортозамещающих производств.
Продолжение таб.1
Нормативно-правовой акт (Основание)
Льготы или преференции
Предложения по дополнительным льготам или преференциям
Федеральный закон от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ Об инвестиционной деятельности в российской федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений (в ред. от 24.07.2007 N 215-ФЗ)*

Восстановить инвестиционную льготу, согласно которой налогообложение прибыли, направляемой предприятиями на финансирование капитальных вложений, уменьшается на 50% (упразднена с 01.01.2002 г. с вводом в действие Главы 25 НК РФ).

Распространить действие ст. 15 (так называемой «дедушкиной оговорки») на все инвестиционные проекты, а не только на приоритетные , как это установлено в настоящее время. ****
Федеральный закон от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ
Об иностранных инвестициях в российской федерации (в ред. от 29.04.2008 N 58-ФЗ)
Регулирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации
Упростить иммиграционный режим , упростить процедуры выдачи виз и разрешений на работу в России для лиц , являющихся сотрудниками иностранных компаний инвесторов, отменить квоты для приглашаемых на работу высококвалифицированных специалистов, увеличить срок действия виз и разрешений на работу для этой категории лиц до 3-5 лет (по материалам заседания Президиума Правления ТПП РФ 23.04.2010 г. Улучшение инвестиционного климата в России как одно из главных направлений деятельности системы ТПП)

 

Примечание:
* Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений: определенных как инвестиции в основной капитал (основные средства), т.е. инвестиции в новое строительство, реконструкцию, техническое перевооружение действующих предприятий, на приобретение машин, оборудования и другие аналогичные формы инвестирования.
** В настоящей статье, гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта.
*** Дана общая ссылка на возможность получения льгот
**** Сложившийся в мировой практике принцип защиты инвестора от изменения законодательства принимающей стороны. В России этот принцип ("дедушкина оговорка"), закреплен, например, в статье 9 Федерального закона от 09.07.99 "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации":
До сих пор не определено, что такое приоритетные проекты и каков порядок их регистрации. Это не дает России возможность в полной  мере опираться на «дедушкину оговорку» в конкурентной борьбе за инвестиции. Распространение оговорки на все инвестиционные проекты устраняет существующую неопределенность в законодательстве, улучшит инвестиционный климат, устранит коррупциогенную составляющую при принятии решений (по материалам заседания Президиума Правления ТПП РФ 23.04.2010 г. “Улучшение инвестиционного климата в России как одно из главных направлений деятельности системы ТПП”).
В заключение необходимо отметить, что Мэрия городского округа Тольятти, Правительство Самарской обл. принимают активное участие в формировании положительного имиджа и позитивной деловой репутации городского округа Тольятти в глазах бизнес - сообщества посредством проведения и участия в международных, общероссийских и региональных конференциях, специализированных семинарах, целевых рекламных компаниях в СМИ, как в России, так и за ее пределами.
Список литературы:
1. Визгалов, Д.В. Брендинг города // Фонд «Институт экономики города» -2011. – С. 70-95.
2. Программа комплексного социально-экономического развития городского округа Тольятти  на 2010-2020 годы утверждена решением Думы г.о. Тольятти от 19.05.2010 года № 293.
3. Постановление мэрии городского округа Тольятти от 29.04.2009г. №957-п/1 Об утверждении Положения об инвестиционной деятельности в городском округе Тольятти.
4. Постановление мэрии городского округа Тольятти от 29.04.2009г. №958-п/1 Об утверждении Положения о муниципальной поддержке инвестиционной деятельности в городском округе Тольятти.
5. Постановление мэрии городского округа Тольятти от 23.06.2009г. №1434-п/1 О приоритетных направлениях инвестиционной деятельности на территории городского округа Тольятти.
6. Постановление мэрии городского округа Тольятти от 01.02.2011г. №280-п/1 О создании Координационного совета по стратегическому развитию городского округа Тольятти.
7. Постановление мэрии городского округа Тольятти от 28.09.2009г. №2134-п/1 "О создании Инвестиционной комиссии при мэрии городского округа Тольятти".
8. Постановление Правительства Самарской области от 21.04.2010г. №160 Об утверждении Комплексного инвестиционного плана модернизации городского округа Тольятти Самарской области на 2010 - 2020 годы.
9. Федеральный закон от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ Об инвестиционной деятельности в российской федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений (в ред. от 24.07.2007 N 215-ФЗ).
10. Федеральный закон от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ Об иностранных инвестициях в российской федерации (в ред. от 29.04.2008 N 58-ФЗ).
 
[1] Нарратив (англ. и фр. narrative — рассказ, повествование) — исторически и культурно обоснованная интерпретация некоторого аспекта мира с некоторой позиции.



Первоисточник статьи

Комментариев нет:

Отправить комментарий